Аварии сезона 2010

 

Редкий сезон Формулы-1 обходится без опасных инцидентов. Чемпионат 2010 года не стал исключением: наверняка у каждого болельщика во время некоторых аварий в этом сезоне замирало сердце и перехватывало дыхание, секунды превращались в минуты…но все заканчивалось хорошо.

Если составлять рейтинг аварий 2010 года, то первое место в нем, безусловно, достанется Марку Уэбберу. Неудачное начало гонки в Валенсии, когда австралиец откатился со второго на девятое место, а затем заминка на пит-стопе, едва не обернулись трагедией. Марк, в руках которого был лучший болид сезона 2010 – Red Bull RB6, оказался за спиной Хейкки Ковалайнена, чей Lotus T127 был одним из самых медленных в пелетоне. Казалось бы, разница в скорости столь велика, что “обгоняй где хочешь”, даже в Валенсии, где обгонных мест практически нет, да и стоило Хейкки сопротивляться? Пожалуй, нет, но финн был другого мнения.

 

 

 


Уэббер пошел в атаку, Ковалайнен же решил “закрыть калитку” - скорости были настолько разные, что Уэббер уже не смог ничего поделать, оказавшись перед медленной машиной. Вернее он пытался, и даже начал поворачивать руль налево, но было поздно….Нос RB6 попал на вращающееся на невероятных оборотах заднее левое колесо Lotus T127, и болид Марка Уэббера взмыл в воздух. Совершив кульбит и сбив рекламный щит из пенопласта, Red Bull RB6 грохнулся на асфальт, а затем, перевернувшись, вылетел в зону безопасности, где ещё и ударился о барьер из отработанных покрышек. Невероятно, но Марк самостоятельно покинул кокпит и отправился в расположение команды, так, же как и Хейкки, который пострадал меньше. Но финну, на котором полностью лежала вина, повезло. Случись такой инцидент в Монако, и кто знает, чем там всё закончилось….

Кстати, за месяц до этого именно в Монако с участием второго гонщиком Lotus Ярно Трулли также произошел неприятный инцидент. На Гран При Монако, где сходов в этом году было “хоть отбавляй”, пилоты команд-новичков впервые в сезоне оказались очень близко к первой десятке. За три круга до финиша Карун Чандхок из HRT шел на 13-ом месте, впереди победителя Гран При Монако 2004 Ярно Трулли, который в этот раз пилотировал безнадежный болид Lotus, по крайней мере относительно опытных команд. Среди же новых команд болид T127 выглядел неплохо, особенно на фоне HRT. Поэтому Ярно был полон решимости обогнать впереди идущего индуса. И когда Карун чуть сместился с траектории перед поворотом Rascasse, Ярно был “тут как тут”, и бросился в атаку по внутренней траектории. Чандхок явно не ожидал подобного хода. Произошел контакт, задняя часть болида Ярно Трулли тут же подлетела и 600-килограммовая машина пролетела в прямо над головой Чандхока, причем он мог бы увидеть даже днище Lotus. Но врядли ему было до этого.

 

 


Скорость в Rascasse чуть больше 100 км/ч, но даже на такой скорости все обошлось просто чудом. Насколько бы не был высок уровень безопасности, а защищенность головы гонщика, несмотря на шлем, соответствующий всем требованиям безопасности, остается одной из главных проблем гонок с открытыми колесами. 

Безопасности головы вновь напомнила о себе в заключительной гонке сезона в Абу-Даби. Семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер не раз, наверное, задавался вопросом о целесообразности своего возвращения в Формулу-1 в 2010-м году. А произошедшее на Гран При Абу-Даби стало дополнительным поводом для раздумий. Безобидный с первого взгляда разворот стал одним из самых опасных эпизодов в 16-летней карьере Михаэля Шумахера. Как бы это парадоксально не звучало, но даже авария в Сильверстоуне 1999, где Шумахер сломал ногу, могла бы показаться “цветочками” по сравнению тем, чем все могло бы закончиться в Абу-Даби. После своего разворота во втором повороте на первом круге, Михаэль встал прямо на траектории лицом к ещё не растянувшемуся пелетону: Кобаяши проскочил слева по заасфальтированной зоне безопасности, Петров справа, Хюлкенберг слева….Льюцци… врезается в правую часть Mercedes W01! Невероятно, но если бы Витантонио ударился бы чуть левее, то…. даже не хочется представлять что было бы в таком случае. Закончилось бы все плачевно.

 

 

 

Интересно, если посмотреть видеоповтор аварии, то можно увидеть, что вместо того, чтобы стоять неподвижно, в самую последнею секунду перед аварией Михаэль двинулся чуть вперед. С первого взгляда может показаться, что это было глупо и рискованно, но на самом деле это движение, как оказалось, спасло ему не только здоровье, но и может быть даже жизнь. Останься Михаэль стоять неподвижно и Льюцци точно “не промахнулся бы”. Случайность? Эксперты много раз говорили о том, что Шумахер обладает некой сверхспособностью, благодаря которой может предвидеть развитие ситуации и принимать мгновенные решения. Если так, то именно оно и спасло Михаэля, но глядя ещё и ещё раз на кадры этого страшного столкновения, убеждаешься: от беды Шумахера отделяли всего несколько сантиметров и несколько секунд!


К счастью, все обошлось также как и во всех остальных авариях этого сезона, которых было предостаточно. Но, несмотря на столько неприятных и опасных инцидентов, в этом сезоне был плюс – впервые с 2006 года на трассу ни разу не выехала медицинская машина, и не было ни одной травмы и замены. Будем надеяться, что эта положительная тенденция сохранится и последующие сезоны.



Иван Беликов



Закладки