Гран-при Бельгии 1998. Массовый завал


Спа-Франкоршам одинаково любима как гонщиками, так и зрителями. Первыми за то, что это настоящая пилотажная трасса, пусть и одна из самых сложных в мире. Ну, а вторыми за её зрелищные и непредсказуемые гонки. Увы, нередко эти гонки, сопровождаются авариями, причём, иногда достаточно серьёзными. Ужаснейшая авария Алекса Занарди в 1993-ем году, вылет в 2001 Лучано Бурти, страшнейшие вылеты в “Красной Воде” Вильнёва и Зонты на свободных заездах в 1999 году. Но особое место в истории Формулы-1, с этой точки зрения, занимает массовый завал в Спа 1998-ом году

 


Состоявшийся 30 августа 13-ый этап чемпионата Мира Гран-при Бельгии 1998 в полной мере оправдал своё несчастливое число. Дождь нещадно поливававший Спа-Франкоршам с самого утра, и лишь усилившийся к моменту старта, превратил старт Бельгийского Гран-при в настоящий кошмар. Накануне в субботу, поул-позишн уверенно выиграл лидер чемпионата – Мика Хаккинен, шедший в том году к своему первому чемпионскому титулу. Рядом с финном на старте расположился его партнёр по McLaren Дэвид Култхард. Подопечные Рона Дениса ''привезли'' всем остальным целую секунду в квалификации, причём лучшим среди этих остальных оказался чемпион мира 1996 года Деймон Хилл на Jordan, опередивший главного соперника Хаккинена в борьбе за титул - Михаэля Шумахера.  

 

 Гран-при Бельгии 1998


К началу прогревочного круга гонки разразился такой дождь, что зрителям было трудно различить, чья машина находится в пелене брызг, что уж было говорить о гонщиках. Обычно, в таких случаях старт либо откладывается, либо первые круги проходят за машиной безопасности. Почему, эта мера не была принята тогда в Спа, прохождение которого даже по суху является достаточно сложным, неизвестно. Но тем не менее, это уже история.

22 пилота пройдя залитый дождём Спа-Франкоршам на прогревочном круге, выстроились на стартовой решётке. Погасли огни светофора и гонка стартовавала, но ненадолго. В дождь старт с первого места – это дополнительное преимущество, поскольку перед поул-ситтером нет брызг от машин. Поэтому Хаккинен уверенно сохраняет свою первую позицию, зато Култхард сразу откатывается на четвёртое место. Первый поворот, несмотря сложные погодные условия, проходит без инцидентов. Думается, в этот момент, многие выдохнули – самое сложное позади. Как через несколько секунд, Дэвид Култхард в пелене брызг не замечает идущего рядом Эдди Ирвайна, между болидами McLaren и Ferrari происходит контакт. Обоих отбрасывает в правой стороне трека, на скользкой как лёд трассе от удара об стену их выбрасывает обратно на трассу. Произойди это в конце пелетона, то всё прошло бы с куда меньшими последствиями, но Култхард и Ирвайн шли на третьем и четвёртом местах – в самом начале. 

 массовый завал в Спа 1998-ом году


Те, кто шёл непосредственно за ними, а именно Шумахер, Физикелла Хилл и Алези ещё успели проехать, а дальше началось невообразимое. В Дэвида Култхарда врезается Алекс Вурц на Benetton, Mclaren отбрасывает на обочину. Повреждённая машина Вурца задней частью летит по спуску к ''Красной воде”, догоняет и врезается в Williams Френтцена и Sauber Джонни Херберта. Те, продолжают движение, но с пробитыми покрышками. В это же время позади, поперёк трассы скользит разбитая Ferrari Эдди Ирвайна, в него врезается Мика Сало на Arrows. Ральфу Шумахеру, идущему непосредственно позади, удаётся избежать столкновения и остановить свой болид на обочине. Ирвайна и Сало сносит на разбитый болид Дэвида Култхарда, финн из Arrows ударяет уже стоящий McLaren, сам же получает ещё один удар от Ferrari.

Всё это происходит в считанные доли секунды, в условиях практически нулевой видимости, на участке трассы, идущей под спуск. Сделать что-либо пилотам, оказавшимся в этом “водовороте” просто уже не представлялось возможным. Вдобавок, прямо на траектории оказывается разбитая машина Алекса Вурца. Удалось проехать Йосу Ферстапенну на Stewart, но идущий позади него Оливье Панис на Prost врезается в Benetton, следом это происходит с Рубенсом Баррикелло, который затем врезается в Prost. В сам Prost ударяется Arrows Педро Диница. Но больше всех досталось Рубенсу Баррикелло. Бразильца развернуло посреди трассы, сбоку в него врезается Тора Такаги на Tyrrell, на полной скорости в переднею часть машины влетает Ярно Трулли, а в эту группу на полном ходу врезается ещё один Tyrrell Риккардо Россета. Вся эта груда разбитых машин, постепенно останавливаясь, движется по спуску к Красной Воде, и в самом конце происходит ещё один инцендент. Шинджи Накано на Minardi не замечает беднягу Мику Сало, которому и без того досталось, и происходит ещё одно столкновение. Лишь шедшему на последнем месте Эстебану Туэро удается избежать аварии, вовремя сбросив скорость.

 


Гонка тут же была остановлена. Поскольку, вся часть от первого поворота La Sourse и до Красной Воды оказалась усыпана обломками, отлетевшими колёсами, и остатками болидов. Лишь 9 болидов сумело в относительно целом состоянии добраться до боксов. А 13 машин оказались разбитыми! Чудом, никто в этом завале – кстати, самом массовом за всю истории Формулы-1, не пострадал. Самое большее – Рубенс Баррикелло получил ушиб руки, вследствие чего не вышел на повторный старт гонки. Который был дан через час, больше 30 минут потребовалось маршалам, чтобы привести трассу в порядок. Обе машины Arrows, Prost и Tyrrell оказались разбитыми. И, конечно, восстановить их уже не представлялось возможным. Поэтому, учитывая правило одной запасной машины на Гран-при, на повторный старт вышеперечисленные команды смогли выставить только по одному своему пилоту. В силу этого, Мика Сало, Оливье Панис и Риккардо Россет не смогли принять дальнейшего участия в Гран-при.

Второй старт прошёл более спокойно. Но без потерь всё-таки не обошлось, сразу же выбыл Мика Хаккинен. В дальнейшем гонка сопровождалась целыми сериями ошибок и вылетов. Михаэль Шумахер врезался в кругового Дэвида Култхарда, что едва не вылилось между ними в драку на пит-лейн. Физикелла на огромной скорости врезался в кругового Накано. В итоге до финиша добралось всего 8 пилотов. А победу в этой сложнейшей гонке одержал Деймон Хилл, для Jordan это была первая победа. Причём не просто победа, а дубль, поскольку Ральф Шумахер финишировал вторым.

 

Иван Беликов



Закладки