Гран-при Канады 2007. Авария Роберта Кубицы


Трасса имени Жиля Вильнёва в Монреале, на которой традиционно проходит Гран-при Канады, давно снискала себе славу одной из самых жёстких в календаре чемпионата мира Формулы-1. Высокие скорости, наряду с бетонными стенами, делают Канадскую гонку одной из самых аварийных в сезоне.

 

Увы, но некоторые аварии на этой трассе вспоминают и по сей день. В 1997 году здесь в сильнейшую аварию попал Оливье Панис, в которой молодой француз сломал обе ноги, выбыв на долгое время из чемпионата. Авария выглядела не так страшно, и будь безопасность Формулы-1 тогда такой как сегодня, всё бы обошлось, куда меньшими последствиями. А вот, что произошло бы в 1997 году, случись авария, о которой ниже пойдёт речь, страшно даже и представить.

Итак, 10 июня 2007 года. Шестой этап чемпионата - Гран-при Канады. Накануне в квалификации впервые в карьере поул выиграл Льюис Хэмилтон, для британца это был всего лишь шестой Гран-при Формулы-1 в карьере, но после феерического дебюта от пилота McLaren ждали уже, ни много ни мало победы. Также блеснул в квалификации пилот BMW Ник Хайдфельд, который показал третий результат. Зато его партнёр по команде Роберт Кубица оказался только на восьмом месте. Поляк из Кракова проводил свой первый полный сезон в Формуле-1. Дебютировав в середине 2006 года, Роберт заменил в BMW чемпиона мира 1997 года – Жака Вильнёва, и сразу зарекомендовал себя как один из самых перспективных молодых пилотов Формулы-1.

Начало сезона 2007 года, несмотря на все овации Роберту и его команде BMW, сложно было назвать удачным. Из 5 гонок он лишь три раза финишировал в очках, лучшим его достижением стало 4-ое место на Гран-при Испании. Поэтому перед гонкой в Канаде Кубица занимал 7-ое место в чемпионате с 12 очками.

На старте Роберт сохранил свою 8-ую позицию, и шёл на ней спокойно до 23-го круга, когда трассу выехала машина безопасности – Адриан Сутиль из Spyker разбил свою машину об стену в одном из поворотов, где эвакуацию машины была затруднена. Волна последующих пит-стопов во время режима Safety-car отбросила Роберта на 14-ую позицию, поляк заехал в боксы в не самое удобное время – перед выездом на трассу горел красный сигнал светофора, и Роберт вынужден был остановиться и ждать пока откроется выезд на трассу. Что и сыграло с ним затем плохую шутку. К 27-му кругу разбитый Spyker был оперативно убран с трассы, а Сутиль здоровый и невредимый отправился в расположение своей команды. Гонка рестартовала, но ненадолго. 

 

 
Перед шпилькой Casino, Роберт Кубица, который не сумел отыграться на первых метрах после рестарта, атакует впереди идущего Ярно Трулли. Итальянец чуть раньше положенного тормозит, и Роберт, который явно не ожидал подобного, налетает на заднее правое колесо Toyota TF 107 передней правой частью своего болида. У BMW SAUBER F1.06 ломается переднее антикрыло, и машина вылетает на газон. Сделать что-либо в этой ситуации Роберту уже не представлялось возможным, и он оказывается пассажиром своей машины. Которая, на скорости в 230 км/ч подлетела на попавшейся небольшой гравийной ловушке, летя по касательной задела бетонное ограждения, сломав правое переднее колесо. Этот удар меняет угол полёта болида, и следующий удар оказывается чудовищным - зона вылета не погасила скорость, и как потом показали данные телеметрии, на той же скорости в 230 км/ч Роберт Кубица влетает в ещё одну беттоную стену. Сначала удар приходится на переднюю часть, от которой лишь остаётся самая прочная часть – монокок, колёса, несмотря на тросовые крепления разлетаются в сторону. А затем по стене “размазывается” правая часть болида. Изуродованный F1.06 разворачивает и он вспахивая зону безопасности возвращается на трассу. Болид переворачивается и разбрасывая обломки, кувырком летит, пересекая трассу. К счастью, никто не оказался на траектории этого чудовищного полёта.

 

 
Оказавшись на противоположной части трека, болид вновь врезается, но уже в рельс безопасности – полностью разрушена вся лева сторона машины, в полу перевернутом состоянии наконец-то замирает. Три сильнейших удара, несколько переворотов. Казалось, что произошло непоправимое. Прибывшие на место медики извлекли Кубицу из остатков того, что меньше минуты назад было гоночным болидом. Поляк без сознания был доставлен в медицинский центр трассы, а затем с подозрением на перелом ноги был отправлен в госпиталь Монреаля. К счастью, подозрения врачей не оправдались, Роберт отделался сотрясением мозга и ушибом лодыжки. Через два дня его даже выписали из больницы, но от участия в следующем этапе в США, по настоянию врачей, гонщик BMW вынужден был отказаться. Всё-таки, вторая подряд такая авария могла бы принести, куда худшие последствия. Таким образом, Кубица невольно, дал шанс дебютировать в Формуле-1 Себастьяну Феттелю, который заменил того в Индианаполисе.

Ну, а Роберт вернулся за руль через две недели на Гран-при Франции. Любая авария может принести пилоту не только физическую травму, но и психологическую. Вернёмся, опять к тому же Оливье Панису. Как и Кубица, француз в своё время подавал большие надежды, и до своей аварии даже выиграл гонку в Монако. Но после Монреальской аварии результаты Паниса пошли на спад, и в дальнейшем его карьера сложилась далеко не так, как предполагали многие эксперты – психологически француз так и не восстановился.  К счастью, вернувшийся Кубица, провёл в Маньи-Куре свой лучший уик-энд, стартовал и финишировал на 4-ом месте. Чем доказал, что авария нисколько не повлияла на его скорость. А через год, Роберт в том же Монреале, где едва не погиб, одержал свою первую победу и пока единственную победу. 

 

Иван Беликов

 

 



Закладки