Сезон 2003: Долгожданная интрига

Доминирование Ferrari в 2002 году с худшей стороны повлияло на интерес к Формуле-1. Ввиду отсутствия интриги начали падать телевизионные рейтинги, спонсоры, естественно, кроме поддерживающих Скудерию, были недовольны сложившейся ситуацией. Поэтому, ещё один такой год стал бы катастрофичным для ’Королевских гонок''. Организаторы чемпионата вынуждены были предпринимать срочные меры в виде изменения системы начисления очков и формата квалификации, ограничения тестов. Всё лишь для того, чтобы дать соперникам подтянуться к Ferrari, а точнее, чтобы остановить скорость машины под названием Михаэль Шумахер…

 

Кими Райкконен вытесняет за пределы трассы Михаэля Шумахера на первом этапе в Австралии.

 

И первые три гонки сезона полностью компенсировали всю интригу, которой был лишен чемпионат прошлого года. Три разных победителя, среди них Джанкарло Физикелла на Jordan в Бразилии, и ни одного подиума у Михаэля Шумахера. Лучшим достижением немца стало 4-ое место на открытии сезона в Австралии, затем было столкновение с Ярно Трулли на старте в Сепанге, и вылет в Интерлагосе. Начало сезона получилось проваленным, к тому же стоит отметить, что впервые 1999 года на подиуме не оказалось ни одного гонщика Ferrari. Скудерия начала сезон с прошлогодним болидом, но врядли в этом было всё дело, поскольку McLaren также начали сезон с болидом прошлого года, пусть и усовершенствованным, и выиграла две гонки. Дэвид Култхард выиграл в Австралии, а Кими Райкконен одержал свою первую в карьере победу в Сепанге, и вышел в лидеры чемпионата. Впервые за два года первая строчка в личном зачёте оказалась занята не Михаэлем Шумахером. Было понятно, что Ferrari ещё покажет себя, но подобное начало сезона после скучного чемпионата прошлого года, не могло не радовать и зрителей, и организаторов, ну и конечно самих гонщиков. 
Но уже в Европе всё вернулось на свои места. Шумахер, переломил неудачное начало сезона, выиграв в Сан-Марино, несмотря на то, что утром умерла его мама Элизабет Шумахер.

Следующие две гонки в Барселоне и Австрии, уже на новом болиде Ferrari F2003GA, остались также за Михаэлем. И всё было бы прекрасно для немца, если бы не….Кими Райкконен. Финн блестяще воспользовался новой системой начисления очков, где важна была стабильность, а не победы. Кроме Барселоны, где он не сумел финишировать, Кими в каждой гонке сумел приехать на подиум, поэтому даже с одной победой удерживал лидерство в чемпионате. Естественно, что такое положение дел не могло не беспокоить Михаэля Шумахера: несколько осечек подобных тем, что были в начале сезона и его победы окажутся менее важными, чем стабильность Райкконена.
Который наконец-то сумел оправдать надежды McLaren, возложенные на него ещё в прошлом сезоне. 

Но, начиная, с Гран-при Монако у Михаэля Шумахера появился ещё один опасный конкурент. В Williams ещё перед началом сезона заявляли, что новый болид FW25 вполне способен будет бороться за победы, но в начале сезона в команде не сумели раскрыть его потенциал и результатом стал только один подиум в Австралии. Однако, в Монако Williams ‘’выстрелил’’. В субботу Ральф Шумахер выиграл поул-позишн, а победа в гонке досталась Хуану-Пабло Монтойе

 

До предпоследней гонки чемпионата Хуан-Пабло Монтойя был одним из главных претендентов на титул.

 

И летние Гран-при именно пилоты Williams провели лучше своих соперников. Ральф Шумахер одержал победы в Маньи-Куре и на Нюрбургринге, а Монтойя несмотря на одну победу в Германии стал одним из главных претендентов на титул. Колумбиец, начиная с Монако, семь раз из семи финишировал на подиуме и к концу лета догнал Михаэля Шумахера и Кими Райкконена.

Финн допустил несколько осечек в середине сезона. В Канаде в квалификации, не совладав с нервами – Шумахер к этапу в Монреале подобрался вплотную в чемпионате, Кими ошибся на быстром круге (тогда квалификация проводилась с одним единственным кругом) и стартовал в итоге последним. Был обидный сход на Нюрбургринге, когда Райкконен после первого в карьере поула, уверенно лидировал, но сошёл из-за отказа мотора, в Хоккенхайме Кими угодил в массовый завал на старте. Как оказалось, эти сходы дорого стоили Райкконену в конце чемпионате. Также, стоит отметить, что в McLaren решили не рисковать шансами в чемпионате, и продолжили сезон с прошлогодней машиной. Новая модель MP4-18 показала себя не слишком надёжной на тестах

 

Победа Фернандо Алонсо на Гран-при Венгрии стал одним из главных сюрпризов сезона 2003.

 
Но проблемы возникли также и Ferrari. После победы в Монреале начались неожиданные с резиной Bridgestone. Шины, которыми были экипированы болиды также Sauber, Jordan и Minardi, очень серьёзно начали уступать Michelin. На относительно холодных трассах в Нюрнбургринге, Сильверстоуне и Маньи-Куре Ferrari ещё более менее могла конкурировать с Williams и McLaren. А вот на раскаленном полотне Хоккенхайма и Хунгароринга шины Bridgestone стали источником серьёзных проблем. В Германии на последних кругах лопнуло заднее колесо, и Шумахер стал только 7-ым, а Венгрии Михаэль и вовсе без видимых проблемы финишировал на 8-ом месте, с кругом отставания от победителя Фернандо Алонсо. Для испанца это была первая в карьере победа, которая позволила ему стать самым молодым победителем в истории Формулы-1. А несколькими месяцами раннее, на втором этапе в Малайзии Алонсо стал самым молодым обладателем поула. За испанским мальчишкой было будущее, но в том году всё же не он был на главных ролях.

После Гран-при Венгрии, за три этапа до конца чемпионата сложилась уникальная ситуация. Михаэль Шумахер лидировал в чемпионате с 72 очками, у Монтои был 71 балл, а у Кими 70.
И тенденция была отнюдь не в пользу Шумахера, который год назад уже к этому времени выиграл чемпионат. Но 2003 году всё было иначе, и кто знает, как бы сложилась в итоге концовка сезона, если бы не фирменный ход Ferrari тех лет. ‘’Если соперник обладает чем то более совершенным чем мы, то нужно лишить его этого совершенства.’’ Так вкратце можно описать логику действий руководства Ferrari. Michelin явно имел преимущество перед последними гонками, и что сделала в этом случае Скудерия? Подала протест о том, что французские шины после финиша в Венгрии на 270мм оказались .шире положенного. Так это было или нет, но FIA, которое в те года часто подыгрывало Ferrari в таких случаях, недолго думая ввело поправки в регламент, и в Michelin вынуждены были пересматривать конструкцию шин.
 

Три претендента на титул и Берни Экклстоун перед Гран-при США.

 

Результат не заставил себя долго ждать: Шумахер выиграл в Монце и Индианаполисе. Но, тем не менее, вопрос о титуле остался открыт. Кими Райкконен сохранил шансы, хоть и проигрывал уже 9 очков. А вот Хуан-Пабло Монтойя после столкновения с Рубенсом Баррикелло в Индианаполисе, получив штраф, испортил себе гонку и лишился шансов на чемпионство.

Для того, что бы помешать Михаэлю Шумахеру стать чемпионом, Кими нужно было надеяться на чудо в Сузуке, и оно едва не произошло. Дождевая квалификация спутала все карты обоим – Райкконен стал только 8-ым, а Шумахер и вовсе 14-ым. Но сенсации на следующий день не произошло, несмотря на несколько инцидентов по ходу гонки Михаэль сумел выполнить задачу-минимум – финишировать восьмым, Кими же, которому нужна была только победа, приехал вторым, позади Рубенса Баррикелло. Таким образом, Михаэль Шумахер стал шестикратным чемпионом мира, но этот титул стал одним из самых боевых в карьере немца. А Кими Райкконен стал вице-чемпионом, но это стало слабым утешением для финна, ведь он в итоге уступил Михаэлю Шумахеру всего два очка.

Вся надежда была на следующий сезон, который должен был стать логическим продолжением невероятного сезона 2003 года.


Иван Беликов.

 

  

 



Закладки