Сезон 2010: Превосходя ожидания

Дебют Фернандо Алонсо в Ferrari, переход действующего чемпиона мира Дженсона Баттона в McLaren, возвращение Михаэля Шумахера после трехлетнего перерыва, дебют сразу трех новых команд, а для российских болельщиков ещё и дебют Виталия Петрова – на бумаге все это обещало невероятно интересный сезон 2010 года, но на деле 61-ый чемпионат мира Формулы-1 превзошел все самые смелые ожидания.

 

 


Гонщики 2010. Групповое фото на Гран При Абу-Даби


Хотя всё могло быть и наоборот. Перед Гран При Бразилии 2010 руководитель Ferrari Стефано Доменикали заявил: имей мы такое преимущество, какое имел в этом сезоне Red Bull – мы бы давно выиграли этот чемпионат. Дословно – в Red Bull не смогли реализовать всё своё преимущество.

Действительно, преимущество в скорости у Red Bull в 2010 году было огромное. Болид RB6 был вне конкуренции на медленных и среднескоростных трассах - на Хунгароринге Феттель и Уэббер были быстрее своих конкурентов больше чем на секунду. Ни McLaren, с их системой воздуховода, ни Ferrari, сделавшая большой шаг в доработке машины в середине сезона, не могли угнаться за творением гениального Эдриана Ньюи. Но одной скорости мало. Нужно ещё воплотить её в результат. И если в квалификациях Красным быкам это удалось – на двоих Марк Себастьян завоевали 15 поулов из 19 возможных (!), то в гонках зачастую возникали проблемы. Хоть подопечные Кристиана Хорнера и выиграли 9 гонок сезона, но это число могло быть куда выше. Себастьян Феттель был невероятно быстр и к концу сезона мог иметь невероятный задел в личном зачете. Но юношеская горячность не раз подводила Себа в этом сезоне – вылет на первом круге в Сильверстоуне, неудачная атака на Уэббера в Турции и на Баттона в Бельгии, проспанный рестарт в Венгрии. Всё это дорого обошлось юному немцу, кроме того несколько раз на его болиде возникали механические проблемы.

 


 

 

Марк Уэббер и Себастьян Феттель бок о бок в первом повороте Гран При Малайзии

 

Марк Уэббер был гораздо стабильнее своего партнера по команде, но чуть медленнее. Тем не менее, долгое время австралиец лидировал в чемпионате, и если бы не его ужасный полет в Валенсии и авария в Йонаме, то может быть чемпионом стал бы он, а не Себастьян. И эти шансы обоих гонщиков Red Bull на титул стали главной головной болью для руководства команды. Сколько раз по ходу сезона Red Bull задавали вопрос о командной тактике, и сколько раз они отрицали возможность её применения? Сколько раз этот подход подвергался критике? Но, в конце концов, он себя оправдал и именно Феттель, а не Уэббер, на которого теоретически нужно было сделать ставку, стал чемпионом.

В стане Ferrari все было куда проще – проваленная по различным причинам первая часть сезона едва “не поставила крест” на шансах Скудерии в чемпионате, поэтому, когда F10 серьезно прибавила в скорости, выбор был невелик – либо cделать ставку на быстрейшего гонщика команды, либо закончить борьбу. Но, это нисколько не умоляет открытого игнорирования Ferrari запрета командной тактики в Хоккенхайме, когда Массу попросили пропустить Фернандо вперед, что превратило развязку интереснейшей гонки в спектакль. Но было бы ещё хуже, если бы Алонсо благодаря этому выиграл бы чемпионат. Да, Алонсо блестяще провел вторую часть сезона, стабильно финишируя на подиуме, и пользуясь осечками Red Bull, сократил огромное отставание в личном зачете. Но справедливость в итоге восторжествовала, ведь какого было видеть триумф испанца, одержанный благодаря командной тактике, и поражение гонщиков Red Bull из-за того, что они вели честную и спортивную борьбу?

 


Виталий Петров: первый финиш россиянина и первые очки на Гран При Китая

 

Спортивного подхода придерживались и в McLaren. Но здесь, учитывая звездный состав гонщиков, состоящий из чемпионов двух последних сезонов, представить какой-либо другой вариант было невозможно. Когда в начале сезона Дженсон Баттон перешел в McLaren в напарники к Льюису Хэмилтону, многие ожидали повторения ситуации между Льюисом и Фернандо Алонсо в 2007 году. Но вопреки ожиданиям, британцы сработались. Причем отношения не испортил даже тот факт, что оба до конца сезона сражались за титул. Некоторое время гонщики McLaren были главными претендентами на титул, а на скоростных трассах MP4-25 выглядел быстрее своих конкурентов, но после того как Ferrari вернулась на вершину, начиная с Гран При Германии, McLaren стала лишь третьей по силе командой. И всё бы было не так плохо, но Льюис Хэмильтон в Италии и Сингапуре поплатился за свой чересчур агрессивный стиль, два раза попав в аварии. На последнею гонку сезона Льюис приехал с отставанием в 24 очка, что давало лишь призрачную надежду на титул – эти два инцидента обошлись ему слишком дорого. Дженсон Баттон и вовсе стал первым, кто отделился от борьбы за титул. За один этап до конца сезона действующий чемпион мира сдал свои полномочия.

А вот действующие обладатели Кубка конструкторов экс-BrawnGP, а ныне Mercedes вынуждены были бороться только за четвертое место по итогам чемпионата. Болид оказался не таким быстрым, как его предшественник, а вернувшийся за руль Михаэль Шумахер стал главным разочарованием года. Семикратный чемпион мира выглядел намного медленнее своего партнера по команде Нико Росберга, и впервые в карьере ни разу по ходу сезона не смог подняться на подиум, в то время как Нико удалось это сделать три раза.

 

 


Пять претендентов на чемпионский титул 2010 года

 

Противостояние за четвертое место в Кубке конструкторов было принципиальным – вчерашние фавориты вынуждены были бороться с Renault, которой удалось совершить невероятный прогресс по сравнению с 2009 годом. Роберт Кубица идеально вписался в команду, проведя несколько блестящих гонок, а дебютант Виталий Петров удивил своими уверенными сражениями с Михаэлем Шумахером, Нико Росбергом. Льюисом Хэмилтоном. Что уж говорить о Фернандо Алонсо, который, наверняка “заимел зуб” на россиянина, ставшего главной преградой для испанца в Абу-Даби по пути к третьему в карьере титулу.

Два других новичка также неплохо себя проявили. Камуи Кобаяши поразил всех своим самурайский стилем пилотирования, став автором одним из самых ярких обгонов сезона, а Нико Хюлкенберг сотворил сенсацию, выиграв поул на Гран При Бразилии. Оба весьма неплохо смотрелись на фоне своих напарников-ветеранов. Но если в Williams Рубенс Баррикелло показал, что даже после 300-го Гран При он по-прежнему намерен бороться, чего стоит его рискованный обгон Михаэля Шумахера на Гран При Венгрии, то вот Педро де ла Роса из-за отсутствия результатов за пять гонок до конца был отчислен из Sauber.

 


Себастьян Феттель – чемпион мира 2010!


Вполне возможно, что в следующем сезоне испанец вернется на трассу за рулем болида HRT, одной из трёх новых команд 2010 года. Для всех троих Lotus, Virgin и HRT дебютный сезон стал настоящим испытанием: не то что об очках, но и даже о борьбе с ближайшими конкурентами из Torro Rosso не приходилось мечтать. Удастся ли им добиться прогресса в следующем сезоне? Покажет новый сезон, который стартует через четыре месяца.

Будем надеяться, что это время пролетит незаметно, и 13 марта в Бахрейне стартует не менее захватывающий сезон, чем прошедший. Ждем с нетерпением!

 
Иван Беликов


Закладки