ГП Японии 2005: Секунды, которые вошли в историю



Формула-1 – удивительный вид спорта. Здесь всё решают какие-то доли секунды, мгновения. И зачастую моменты, длящиеся секунду-две, дарят такие эмоции, которые иногда не может подарить целая гонка….

 


18-ый этап чемпионата мира 2005 года Гран-при Японии уже был лишен интриги в борьбе за чемпионское звание. Двумя неделями ранее в Интерлагосе Фернандо Алонсо отпраздновал свою первую в карьере победу в личном зачёте, да и со вторым местом всё уже было ясно – Кими Райкконен стал во второй раз в карьере вице-чемпионом. Но, тем не менее, это нисколько не лишило японскую гонку интереса, и ничуть не демотивировало ни Фернандо, ни Кими, которые выложились на все 120% в гонке на Сузуке - сложнейшей трассе в мире. 

 


Интрига Гран-при Японии была заложена в квалификации. Однокруговой формат квалификации “доживал” своё время, и уже в следующем году его должен был сменить формат с тремя сегментами. Но напоследок всё-таки однокруговая квалификация заставила всех ещё раз вспомнить то, за что так не полюбилась участникам. А именно за то, что результаты зависели больше от удачи, нежели мастерства гонщиков. На середине сессии пошёл дождь, к тому времени пилоты, занявшие более низкие позиции на финише предыдущего этапа в Бразилии, уже показали время, в отличие лидеров, среди которых были, естественно, Кими Райкконен и Фернандо Алонсо. 

Понятно, что ни о каком результате в таком случае и речи быть не могло, и два лидера сезона оказались в самом конце пелетона. Ну а те, кому повезло проехать по сухому асфальту Сузуки, оказались впереди. Таким образом, гонщик Toyota Ральф Шумахер выиграл поул на домашней трассе своей команды, а рядом с ним на первом ряду расположился Дженсон Баттон на BAR Honda. Toyota и Honda на первом ряду стартового поля на своей домашней трассе, о чём ещё могли мечтать японские болельщики? Разве что только о подобном результате в гонке, но рассчитывать на это было куда сложнее. Да, фавориты оказались далеко позади, но за исключением лишь Джанкарло Физикеллы на Renault. Итальянец не попал под дождь и квалифицировался третьим. Самое интересное, что в квалификации на первом этапе сезона в Мельбурне Физикелле повезло точно также, и, стартовав тогда с поула он одержал уверенную победу, в то время как остальные другие потенциальные лидеры вынуждены были прорываться наверх. Это была единственная победа Физико в сезоне, и в Японии он получил шанс исправить эту ситуацию.

 На старте Джанкарло вышел на второе место, и устремился в погоню за лидирующим Ральфом Шумахером. Но немец с самого старта взял неплохой темп и даже начал уходить в отрыв, однако вскоре нашлось объяснение такой высокой скорости гонщика Toyota. Ральф остановился на 13-ом круге, избрав тактику трёх пит-стопов. Физикелла же, как большинство гонщиков шёл на две остановки, и таким образом после первой волны дозаправок вышел вперёд. А тем временем позади вели свои баталии Фернандо Алонсо и Кими Райкконен. Алонсо стартовал 16-ым, Райкконен 17-ым, но уже на первом круге оба отыграли солидное количество позиций: Фернандо вышел на 8-ое место, а Кими на 12-ое, и дальше по ходу гонки именно к ним двоим было приковано всё внимание. И оба доказали, что по праву заняли два первых места в чемпионате. Фернандо Алонсо в невероятной борьбе с Михаэлем Шумахером продемонстрировал свою смелость, когда на 20-ом круге по внешней траектории в повороте 130R обогнал семикратного чемпиона мира. Этот манёвр длился всего несколько секунд, но стоит ли говорить о том, чего он стоил? Cкорость прохождения поворота 130R превышает 300 км/ч, и малейшая ошибка в нём, могла привести к серьёзным последствиям. Достаточно вспомнить 2002 год, когда в квалификации гонщик Toyota Алан Макниш потерял там управление, машина на полной скорости пробила рельс безопасности, и просто чудо что сам гонщик и маршалы остались невредимы.


Алонсо знал об опасности своих действий, тем более сражаясь с Михаэлем Шумахером, который славился своей неуступчивостью и готовностью идти до последнего. Но испанец не спасовал. Но неизвестно, кто заслужил больших аплодисментов он или ещё один герой Гран При Японии. Кими Райкконен более сдержано и холодно проводил свои обгоны по ходу гонки, но когда потребовалось финн доказал, что ничуть не уступает в смелости Фернандо. Ближе к финишу оба прорвались на первые позиции. И несмотря на более низкую стартовую позицию Райкконен оказался впереди Алонсо. За пять кругов до финиша Фернандо совершил свой последний обгон в борьбе за третье место с Марком Уэббером, ну а Кими, совершив в этот момент свой последний пит-стоп, вернулся на втором месте в пяти секундах от Физикеллы. Для Джанкарло это был бы комфортный отрыв, если бы не “ураганный” темп Кими. Финн отыгрывал по секунде на круге. За два круга до финиша Райкконен атакует Физикеллу перед первым поворотом, но тот жёстко обороняется и сохраняет свою первую позицию. В течение 52-го круга Кими чуть ослабляет свой прессинг, будто бы экономя силы на решающий удар, и на последнем секторе вновь активизируется, атакуя Физикеллу перед поворотом Casio. Финн действительно всё продумал: Джанкарло уходит с траектории, чтобы закрыть калитку, при этом теряя скорость на выходе из поворота, который выводит на прямую старт/финиш. Скорость Кими выше, и он догоняет Физико на прямой.

 

К тому же финн болид McLaren находится в воздушном мешке позади Renault. Физикелла это понимает и уходит вправо, пытаясь стряхнуть из него своего соперника. Но поздно, Кими, который попытался, было последовать за ним, на большей скорости выныривает слева и сравнивается с машиной своего соперника. С этого момента весь вопрос заключался в том, у кого в этой дуэли сильнее окажутся нервы. Джанкарло даже попытался движением руля влево чуть сместить Кими с траектории, но финн оказался непреклонен, и в первом повороте закрыл за собой калитку. Физикелла же не стал рисковать обгоном на позднем торможении, и вынужден был смириться с поражением. Всё это происходило в течение нескольких секунд, но стало одним из самых потрясающих моментов не только сезона 2005 года, но и вообще одним из лучших моментов последнего десятилетия, а может быть даже и больше.


Иван Беликов



Закладки