Гран-при США 1990: Вызов чемпиону


Бороться на равных с Великим Айртоном Сенной мог далеко не каждый, а уж побеждать и тем более. Авторитет бразильца был непререкаем даже при жизни. И поколебать его удавалось лишь нескольким гонщикам: Просту, Мэнселлу, Пике, в меньшей степени Бергеру, потом уже Шумахеру. Но после первой гонки сезона 1990 года казалось, что к числу его соперников добавился ещё один гонщик….

 

 



Чемпионат 1990 года открывался 11 марта в США на городской трассе в Фениксе. Сезон обещал стать весьма интересным: после наполненного конфликтами сезона 89-года в McLaren, двукратный чемпион мира Ален Прост ушёл в Scuderia Ferrari. Рон Деннис наконец-то мог вздохнуть спокойно, теперь в его команде остался только лидер - Айртон Сенна. Но расслабиться в межсезонье отнюдь не получилось – ФИСА (предшественник ФИА) отказывалась выдавать Сенне суперлицензию, после инцидента между ним и Простом на ГП Японии 1989. Но, тем не менее, бразилец вышел на старт, правда, квалифицировался только 5-ым. В то время как его новый партнёр по команде– Герхард Бергер завоевал поул-позишн, что было весьма неожиданно.


Вообще квалификация первого этапа 1990 года была богата на сюрпризы, несмотря на то, что прошла на сухой трассе. И одной из главных сенсаций было второе место пилота Minardi – Пьер-Луиджи Мартини. Для маленькой Скудерии из Фаэнцы этот результат так и остался навсегда рекордным. Действующий чемпион мира Ален Прост квалифицировался только 7-ым. Неожиданно высокое место четвёртое место на старте занял француз из команды Tyrrell Жан Алези.

26-летний пилот имел за плечами несколько гонок в сезоне 89-го года, когда он совмещал Формулу-1 с гонками чемпионата Ф-3000, где стал чемпионом, и в 1990 году начинал свой первый полный сезон.

На старте в Фениксе благодаря потрясающему рывку Алези сразу же вышел на второе место, а к первому повороту за счёт более позднего торможения опередил и McLaren Герхарда Бергера, выйдя в лидеры. Сине-белый Tyrrell устремился вперёд и уже к первому кругу привёз всем остальным две с половиной секунды. На следующих кругах Жан только упрочил своё лидерство, к тому же на 8-ом круге взади вылетел и разбил свой болид Герхард Бергер. Теперь ближайший конкурент был лишь в восьми секундах, но какой? Ни много, ни мало Айртон Сенна, который выбрался со своей провальной 5-ой стартовой позиции.

Но как, ни странно Сенна не смог быстро нагнать француза, но в этот раз не Алена Проста с которым он так воевал всю карьеру. Более скромный земляк двукратного чемпиона мира уверенно держался во главе пелетона, и догнал самого Алена даже на круг. К 17-му кругу преимущество Алези составляло 7,5 секунд, но именно Прост создал гонщику Tyrrell серьёзную помеху, из-за которой всё это преимущество растаяло ''как дым''.


Перед Жаном шла плотная группа круговых, состоящая из 3-4 гонщиков, среди которых был и Прост. На Ferrari французского гонщика с самого начала гонки начал поддымливать мотор. И это стало одной из главных проблем, из-за которых Алези уперся в трафик и обогнал лишь с огромной потерей времени. Сенна же спокойно прошёл всю эту группу, к тому же Прост остановил свой болид в боксах, не создав помехи своему злейшему сопернику.

И к 30-му кругу дистанции из 70, Айртон Сенна окончательно нагнал Tyrrell под номером 4. '’Бразильский Волшебник'' сразу же начинает прессинговать француза, который, несмотря на малый опыт, был всего на четыре года младше Айртона. Несколько раз на торможении Сенна вплотную подбирается к Алези, а даже уходит с траектории, но оказывается в менее выгодном положении и соответственно выйти вперёд у него не получается. Но самая сильная сторона McLaren это прямые, которых на уличной трассе в Фениксе было ''хоть отбавляй’’. И болид Tyrrell, к тому же прошлогодней версии был явно не соперник ‘’ракете’’ под управлением Айртона Сены. Айртон Сенна на торможении перед левым 90-градусным поворотом выходит всё-таки вперёд, но внутри оказывается не на самой выгодной траектории, и Алези блестяще использует этот момент, возвращая себе утраченное лидерство. Следующие несколько кругов Жан вновь сдерживает яростные атаки Сенны, и ситуация осложняется ещё тем, что практически каждый круг попадаются круговые – трасса относительно короткая – 3,800 метров, а стартовало ни много ни мало 26 пилотов.

И перед тем же самым поворотом, где недавно Алези на пару секунд потерял лидерство, он упирается в круговой болид Brabham. Сенна вновь повторяет свой манёвр, они синхронно обходят кругового, но француз оказывается вторым. В этот раз Айртон 'захлопывает калитку'', но стоило её чуть приоткрыть на выходе, как Алези тут же поравнялся и следующую связку поворотов они проходят бок о бок. Но в этот раз Сенна удерживает лидерство. Следующие пару метров дистанции Жан Алези предпринимает попытки уцепиться за болидом McLaren. Но тщетно, Айртон начинает уходить в отрыв и на французу остаётся только смириться с этим. Так они и провели оставшиеся 30 кругов. В итоге Айртон Сенна начал сезон с победы, ну а Жан добился второго места всего во седьмой гонке в карьере. Больше по ходу того сезона таких успехов у француза не было в силу слабой машины, но перспективы Алези на будущее были огромные. Но как мы знаем, в итоге он сумел выиграть всего одну гонку за всю карьеру. В конце 1990 года у Жана был выбор: Ferrari – мечта любого гонщика, пусть команда и находилась в кризисе, или Williams – один из претендентов на титул. Выбор пал на Ferrari и карьера Алези пошла явно не по тому пути….



Иван Беликов



Закладки