Red Bull Racing: От Stewart GP до победы в чемпионате

Невероятно, но с 1984 года в Формуле 1 лишь четырем командам удавалось регулярно выигрывать чемпионские титулы. Ferrari, McLaren и Williams поочередно сменяли друг друга на вершине, иногда в их борьбу вмешивалась Benetton/Renault и даже оказывалась впереди. Гегемонию этой большой четверки в 2009-м году нарушила BrawnGP, однако ее успех был недолгим в отличие от Red Bull, которая в прошлом сезоне поднялась на вершину всерьез и надолго…


История команды из Милтон-Кейнса началась в 1997-м году, когда трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт вместе со своим сыном Полом основал команду Stewart GP.

Несмотря на поддержку концерна Ford команда не добилась больших успехов за три года – самым ярким моментом стал дождевой Гран При Европы 1999, где в невероятной гонке победу одержал Джонни Херберт, а его напарник Рубенс Баррикелло занял третье место. Но тогда уже было решено, что Stewart GP прекращает свое существование – Ford выкупил команду и в следующем сезоне она был переименована в Jaguar. Однако результаты от этого нисколько не изменились, и за пять следующих сезонов ее гонщик всего два раза финишировал на подиуме – в обоих случаях это был вице-чемпион 1999 года Эдди Ирвайн. Ирландец покинул Формулу 1 в конце 2002 года и на его место пришел Марк Уэббер. Молодой австралиец быстро освоился в команде и в квалификациях в 2003-м и 2004 сезонах творил настоящие чудеса, но в гонках противостоять лидерам за рулем своей безнадежной машины он не мог – и за два года Jaguar смогла набрать всего 14 очков. 

 

 

 



Команде не удалось, как говорилось перед ее дебютом в 2000-м году, стать Ferrari в «Британских Зеленых цветах гонок» и в конце сезона 2004 Ford объявил о закрытии своей программы в Формуле 1. Будущее всего коллектива оставалось неизвестным, и существовала вероятность полного расформирования. Однако в конце 2004 года было объявлено о покупке команды австрийским миллиардером Дитрихом Матешицом, владельцем компании Red Bull, производителя энергетических напитков.

В 2005-м году команда Stewart GP/Jaguar вышла на старт под «вывеской» Red Bull. Естественно, что такое название не могло не вызывать улыбок. Ferrari, McLaren, да и в концов даже Jaguar – все это автопроизводители, но Red Bull – что это? Производитель газировки! И едва ли кто-нибудь мог представить, что всего через пять лет эта команда оставит за своей спиной всех во главе с легендарной Ferrari…

 



В свой первый сезон Red Bull Racing удивила не раз, причем как на трассе, так и за ее пределами. В первой же гонке австрийская команда финишировала в очках – опытный Дэвид Култхард финишировал седьмым, а Кристиан Клиен – восьмым. Таким образом, Red Bull заработала разом семь очков – столько же, сколько набрала Jaguar за весь сезон 2004. А в восьми первых гонках подопечные Дитриха Матешица лишь один раз финишировали вне зачетной восьмерки. На Нюрбургринге же Дэвид Култхард даже записал в актив команды лидирование в гонке и претендовал на подиум, но получил штраф за превышение скорости на пит-лейне. Все это заставило приумолкнуть критиков, если бы не одно но… Вне гонок Red Bull также не осталась в тени – шумные вечеринки, различные мероприятия, рекламные акции, а на европейских Гран При команда удивила всех своим моторхоумом под названием «Энергетическая станция», который по своим размерам перекрыл даже «дворцы» Ferrari и McLaren.

 



Сезон 2005 команда закончила, набрав 34 очка – в то время как Jaguar набрала за все свои пять сезонов 38! Red Bull добилась невероятного прогресса – Дитрих Матешиц не жалел денег на развитие своего детища, у руля команды встал молодой и амбициозный Кристиан Хорнер, а 8 ноября было объявлено о переходе из McLaren безусловно самого гениального конструктора в современной истории Формулы 1 Эдриана Ньюи… И это уже стало серьезным предупреждением лидерам.
Однако сезон 2006 получился более сложным, чем прошлый. После позднего решения о переходе на двигатели Ferrari возникли серьезные проблемы с шасси RB2, и по итогам сезона Red Bull набрала всего 16 очков. Тем не менее, на Гран При Монако в своей 200-й гонке Дэвид Култхард смог принести команде первый подиум. Также стоить отметить, что в том сезоне у Red Bull появилась дочерняя команда Toro Rosso, основанная на базе бывшей Minardi. Ее целью была подготовка пилотов для основной команды, однако за следующие годы она лишь один раз оправдала свое предназначение…