Лимит бюджетов. Планы или реализация.

Еще три года назад президент FIA Жан Тодт заявил, что в ближайшие годы командам и руководству чемпионата нужно найти способ на тридцать процентов сократить расходы, иначе число участников может сильно сократиться. Тогда обсуждались условия нового Соглашения об ограничении ресурсов, и тогдашний президент FIA Макс Мосли предложил вернуться к идее жесткого лимитирования бюджетов.

 

Поэтапное лимитирование бюджетов предлагается ввести с начала 2013 года, при этом ограничение расходов не будет включать затраты на двигатели, системы рекуперации кинетической энергии (KERS), маркетинговые затраты и зарплаты гонщиков и руководителей команд. 

 

Раньше эта идея не получала поддержки, но сейчас она вновь привлекла внимание команд. Исполнительный директор Sauber Мониша Кальтенборн заявляет, что идея ограничения бюджета ей нравится, при условии, что команды будут получать финансирование, необходимое для поддержания их деятельности на нужном уровне. Мониша утверждает, что она по-прежнему верит в идею лимитирования бюджета и активно продвигает ее, потому что эта идея позволяет каждой команде использовать свои сильные стороны. Благодаря тому, что для бюджета будут установлены жесткие рамки, возможности команд будут уравнены, но при этом у каждой останется свобода выбора. По ее мнению, от этого спорт Формула 1 только выиграет. Но, тем не менее, начальный уровень команд должен быть не меньше сегодняшнего. Ведь болельщикам интересна борьба команд, и они интересуются решениями руководства команды по поводу стратегии развития команды и работы на трассе. 

В интервью Autosport руководитель Mersedes Росс Браун высказывает свою точку зрения. Ему нравится идея ограничения расходов, и он считает ее более эффективной для развития чемпионата, чем ужесточение требований технического регламента. Росс Браун утверждает, что он с радостью примет любую идею ограничения ресурсов, при условии, если она будет справедливой и обоснованной. Он считает, что команды не должны тратить средств больше , чем нужно для создания успешной и конкурентоспособной мир Формулы 1. Сейчас большинство команд эти условия не соблюдает. А пять или шесть команд работают на верхней границе требований. Лучший вариант – это действительно уменьшить расходы на создание конкурентоспособной команды, при этом для всех команд эта идея должна быть реализована справедливо , и ни один из соперников не должен получить преимущество. 

  Соглашение об ограничении ресурсов Росс Браун полностью поддерживает, и считает его довольно простым. Все можно рассчитать по несложной формуле. Допустим, в 2012 году команда потратила Х денег. Значит, в следующем году команда потратит Х – 20 процентов, а еще через год – Х – 40 процентов, таким образом, уменьшение расходов произойдет достаточно легко. Но Росс Браун утверждает, что за все время работы в Формуле 1 он не видел, чтобы был создан долгосрочный план по сокращению расходов из-за изменения технического регламента, но при этом были созданы успешные ограничения на использование двигателей и коробок передач. По его мнению, лимитировать использование всех технических элементов нельзя, потому что так можно испортить Формулу 1, но при этом Росс Браун будет защищать ограничение ресурсов. Он уверен в том, что нельзя тратить больше определенной суммы, и нельзя превышать определенного количества сотрудников, но при этом работа должна быть выполнена как можно более эффективно. При этом свобода творчества и дух Формулы 1 сохранится. Поэтому в этом направлении и надо двигаться.

 

Не все разделяют такую точку зрения. Так, руководитель команды Lotus Эрик Булье говорит, что лимитирование бюджета – не единственный возможный вариант контроля над расходами в Формуле 1. Это один из трех вариантов контроля над расходами. Эрик Булье утверждает, что существует три меры по контролю над расходами в Формуле 1 – это ограничение бюджета, новое Соглашение об ограничении ресурсов, а также, по его мнению, нужно ввести более консервативный технический и спортивный регламент. По его мнению, некоторые изменения в спортивном регламенте позволят снизить траты. Но, какое решение ни будет принято, оно должно подходить всем командам. 

Рон Деннис, глава McLaren, считает, что лимитирование бюджета – это не инструмент регулирования, скорее, это проявление здравого смысла. Расходы, конечно, в общем, контролировать можно, но иногда это очень сложно, учитывая, что есть компании, у которых есть зарубежные филиалы. В этих филиалах все программы и делопроизводство ведутся на разных языках. В этом трудно разобраться. Отслеживать расходы в Китае, в Германии или в Японии сложно. Поэтому он приветствует любые начинания, которые ведут к снижению расходов, если эти расходы можно реально оценить.

Закладки